Поза «плуга» и стойка на лопатках
В арсенале гимнастики йогов имеются две основные перевернутые позы с опорой на затылок, плечевые суставы и лопатки – поза плуга – халасана и стойка на лопатках – сарвангасана. Каждая из них может выполняться в различных вариациях – от очень простых до весьма замысловатых. По своему энергоинформационному потенциалу оба упражнения относятся к наиболее эффективным.
Как структурно-геометрическая практика, халасана активизирует всю «чакральную линию», «наполняет» и «стабилизирует» главный центр «жизненной силы» в животе. Благодаря этому халасану можно использовать в качестве эффективного терапевтического упражнения при самых разных функциональных патологиях. Радикальный психоделический эффект, который достигается путем практики халасаны, обусловлен ее балансирующим воздействием на эндокринную и центральную нервную системы и, как следствие – дополнительной мягкой физиологической ативизацией и балансировкой органических структур, отвечающих за реализацию чакральных функций (функций системного контроля энергоинформационного метаболизма).
В сарвангасане основной акцент действия смещается в направлении активизации и сбалансированной функциональной стимуляции трех верхних центров чакральной цепочки – вишуддха, аджня- и сахасрара-чакр – управляющих центров ментального тела, тела души и тела Духа, соответственно. Это обусловлено перевернутым положением тела относительно гравитационного поля Земли, что приводит к перераспределению градиента давления физиологических жидкостей. Кроме того, очень большое значение имеет взаимное положение шеи и головы, благодаря которому в системе циркуляции физиологических жидкостей возникают некоторые дополнительные специфические акценты давления. Это приводит в еще более ярко выраженному балансирующему воздействию асаны на эндокринную и центральную нервную системы, чем даже в халасане. В то же время, за счет уменьшения площади опоры и значительно более высокой, чем в халасане, концентрации весового усилия, сарвангасана може оказывать неблагоприятное воздействие в большем количестве случаев, чем халасана.
В любом случае, прежде чем практиковать халасану и сарвангасану даже в самых простых вариантах, необходимо выяснить, нет ли противопоказаний.
Самый простой вариант халасаны называется «випарита-дханура-асана», что переводится с санскрита как «поза обратной дуги» или «обращенная поза лука». В ней ступни плотно фиксируются руками. Порядок действий при выходе в фазу фиксации випарита-дханура-асаны такова.
Выполняется упражнение следующим образом:
- Лечь на спину.
- Вытянуть прямые руки за головой.
- Слегка согнуть ноги и прижать пясницу к полу.
- Не отрывая поясницу от пола, выпрямить ноги над полом. Если поясница от пола отрывается – выпрямлять ноги нужно выше от пола. Если вообще не получается выпрямить ноги,не отрывая поясницу от пола – поднимаем согнутыне ноги.
- Забрасываем ноги за голову и беремся руками за носки.
- Ни в коем случае не помогаем себе руками, отталкиваясь от пола позади спины. Все движения – только с помощью мышц туловища. Руки лежат за головой. Если пользоваться руками для отталкивания от пола за спиной, как это часто делают при неправильном выполнении халасаны, может пострадать шейный отдел позвоночника и сместиться атлант. А это со временем может обернуться нарушениями мозгового кровообращения и очень серьезными общесистемными расстройствами.
- Выпрямляем ноги, насколько возможно, и ногами вытягиваем руки как можно дальше за голову. Поверхность спины при этом равномерно «раскрывается». Стараемся как можно ближе подтянуть ко лбу живот, поворачивая таз «на себя» и вытягивая поясницу. Следим за тем, чтобы не было смещения вытягивания в область шеи. Плечевые суставы, затылок и лопатки плотно прижаты к полу.
- Фиксируем асану в течение заданного количества циклов дыхания.
- Отпускаем ноги и медленно опускаем поясницу на пол. Не отрывая поясницу от пола, кладем на пол ноги. В идеале ноги опускаются в выпрямленном состоянии, однако если поясница начинает отрываться от пола, образуя прогиб, ноги сразу же нужно согнуть и положить на пол. Опускание прямых ног при поясничном прогибе приводит к неадекватной компрессии в поясничном отделе позвоночника.
После того, как випарита-дханура-асана отработана, можно переходить к более сложной модификации – собственно халасане. В этой позе ноги вытягиваются дальше за голову и уходят от рук, а кисти соединяются. Если в этом положении не замкнуть кисти, возможно рассеивание энергии с пальцев и потеря «энергоинформационной плотности». Следим за тем, чтобы вытягивание шеи не преобладало над проработкой вспей поверхности спины. Двигаемся медленно и очень плавно. Стараемся как можно ближе подтянуть ко лбу живот, поворачивая таз «на себя» и вытягивая поясницу. Следим за тем, чтобы не было смещения вытягивания в область шеи. Плечевые суставы, затылок и лопатки плотно прижаты к полу. Не допускаем отрыва лопаток от земли. Если это условие не соблюдается, шея в переастянутом состоянии «подвисает» без стабилизирующей опоры между затылком и грудным отделом позвоночника. Это приводит к смещению атланта и постепенно выливается в нарушения мозгового кровообращения со всеми вытекающими последствиями.
Для того, чтобы выйти в сарвангасану, нужно просто поднять вверх ноги и руки, вытянуть все тело вертикально и расслабиться. Вес тела – на плечевых суставах, лопатках и затылке. Вовсе не обязательно асана должна быть идеальной. В любом случае и халасана и, тем более, сарвангасана, обладают магичеким эффектом випарита-карани-мудры (перевернутого положения).
Никто никуда не спешит. Лучше долго и постепенно осваивать асану, чем быстро свернуть себе шею, пытаясь выполнить ее в идеальном варианте «сразу же и прямо сейчас»…
ВНИМАНИЕ!
Ни в халасане, ни в сарвангасане мы никогда не подпираем спину руками. Ни в фазе входа в асану, ни в фазе фиксации асаны, ни в фазе выхода из асаны. Этот общепринятый распространенный прием – грубая ошибка. В этом случае весьма вероятны травмы шеи и смещения атланта – за счет перерастягивания шейного отдела позвоночника в результате «нефиксированного подвисания» всей верхней части спины между затылком и локтями. Подпирание спины руками в халасане и сарвангасане – дань нездоровому «гимнастизму» в ущерб правильной работоспособности асаны как психофизиологического гармонизатора и развивающего «энергоинформационного действа» на пути эволюции персонального осознания.
После того, как базовые формы халасаны и сарвангасаны доведены до совершенства, можно переходить к освоению усложненных форм. Из них наиболее эффективны халасана с лотосом, халасана с лотосом и скручиванием, сарвангасана с горизонтальным лотосом.
Сарвангасана с горизонтальным лотосом вообще относится к группе наиболее мощных вариаций випарита-карани-мудры. В отличие от нее сарвангасана с вертикально расположенным лотосом действует намного слабее обыкновенной сарвангасаны.
Халасана с лотосом, прижатым к передней поверхности торса, как энергоинформационное действие, намного эффективнее, чем халасана с лотосом, в которой колени касаются пола за головой, хотя последняя модификация чисто гимнастически значительно сложнее.
Чатуранга в йоге: поза, как выполнять — видео — 19 августа 2021
Если думаете, что нет упражнений тяжелее, чем занятия с дополнительными весами, попробуйте выполнить чатурангу. Работа с собственным весом кажется наипростейшей, но на деле не все подготовленные атлеты могут простоять в этой позе даже минуту.
Это упражнение пришло из йоги, а значит проработает не только внешние физические показатели, но и ваше ментальное состояние. О чатуранге, ее пользе и преимуществах рассказывает Михаил Поздняков, тренер спортивных студий REBOOT.
shutterstock.com
Чатуранга: как научиться делать
Главное — регулярная практика. В мире йоги это упражнение дается даже начинающим. При этом сильные спортсмены с трудом находят равновесие и силы, чтобы простоять в чатуранге. Важно разобраться с техникой, а затем развивать выносливость с помощью увеличения времени в опоре.
Техника выполнения
Из положения планки с выдохом подаем корпус вперед и, сгибая руки, опускаемся вниз. Руки должны быть согнуты в локтях под углом 90 градусов. Ладони плотно прижаты к полу, а локти к телу по обе стороны от грудной клетки. Таз «подкручиваем» вовнутрь, округляем поясницу. В этом положении постарайтесь держать грудную клетку на уровне локтей. Опускаем ключицы, не зажимайте шею плечами. Напрягите пресс. Тело — сильное, как натянутая струна, в одной линии от пяток до макушки. Вес распределяется равномерно по всему телу.
Польза чатуранги
Чатурангу также называют позой посоха на четырех опорах. Упражнение делает крепким не только здоровье, но и внутренний стержень. Основные преимущества:
- укрепляет мышцы плечевого пояса и рук: трицепсы, мышцы предплечья, а также большие и малые грудные мышцы;
- в позе задействованы мышцы, разгибающие позвоночник, мышцы кора, а также большие ягодичные мышцы, передняя и задняя группы мышц бедра и икроножные;
- способствует улучшению осанки;
- улучшает функционирование органов ЖКТ и дыхательных путей;
- улучшает метаболизм;
- избавляет от стресса.
shutterstock.com
Противопоказания для выполнения чатуранги
Как и при выполнении других видов физической нагрузки, у чатуранги имеются противопоказания, к которым относятся:
- травмы локтей, позвоночника, запястий;
- повышенное артериальное давление;
- обострение заболеваний;
- беременность.
Ежедневная работа с чатурангой помогает стать выносливее и сильнее — как физически, так и ментально. Любые упражнения, берущие свое начало из йоги, восстанавливают нервы, учат справляться с негативными эмоциями и омолаживают организм. Разница после первых практик колоссальна: вы раскрываете свой потенциал, обретаете гармонию и спокойствие.
Старайтесь, чтобы любые изменения имели комплексный и пошаговый характер: начинайте изнутри, ведь работая над своим внутренним наполнением, вы сможете автоматически «расцвести» снаружи.
Канал про ЗОЖ в телеграме! Подписывайся
Позы йоги, которые пригодятся каждому 🧘♂️
Йога уже не вызывает такого удивления, как двадцать или десять лет назад. Вслед за жителями Индокитая англоязычный, а теперь и русскоговорящий мир оценил пользу для здоровья и душевный покой, который несут асаны. Духовную составляющую йоги мы опустим и просто предложим вам десять поз. Эти асаны подойдут для начинающих. Освоите их – углубляйтесь дальше, или просто оставьте себе небольшой арсенал, который сделает жизнь здоровее.
Если вы хотите более серьёзно заниматься йогой, но не знаете как начать, прочтите нашу статью — йога: с чего начать.
Поза горы
- Встаньте на коврик, выпрямите тело.
- Стопы, большие пальцы и пятки должны соприкасаться.
- Расставьте пальцы ног – пусть они займут как можно больше пространства.
- Равномерно распределите по стопе нагрузку, которую создает вес вашего тела.
- Подтяните колени. Для этого максимально выпрямите и напрягите ноги.
- Подтяните копчик внутрь.
- Круговыми движениями отведите руки назад и вниз.
- Сведите лопатки.
- Потянитесь макушкой наверх.
- Расслабьте мышцы живота и шеи.
- Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании.
- Сохраняйте позу в течении 30 секунд.
Когда выполняете асану, почувствуйте раскрытие всего тела от низа живота до области подбородка. Поза научит обращать внимание на осанку и позвоночник.
Поза горы в йоге: правильная и неверная техника
Поза стула
- Встаньте прямо и расставьте ноги на ширину плеч. Можете сделать это из позы горы.
- Руки поднимите вверх и поверните ладонями друг к другу.
- Медленно сгибайте ноги в коленях и в то же время откланяйте корпус назад, как будто вы садитесь на стул. Положение рук не меняйте.
- Выпрямите грудной отдел позвоночника и вытяните грудную клетку вверх, не отклоняясь при этом вперёд.
- Втяните живот.
- Сохраняйте позу 15-30 секунд. Или столько, сколько получится.
- Вернитесь в позу горы.
Не стремитесь сразу зафиксировать бёдра параллельно полу. Асана укрепляет мышцы ног и корпуса. Если у вас больные колени, не вставайте в эту позу.
Поза ребенка
- Сядьте на колени.
- Сведите вместе стопы и сядьте на них ягодицами.
- На выдохе медленно опустите корпус на колени.
- Руки вытяните вперед и коснитесь лбом пола.
- Прижимайте копчик к пяткам, а грудную клетку к коленям. Руки и шея при этом расслаблены.
- Сохраняйте позу в течении, максимум, трех минут. Для начала хватит и 15-30 секунд.
Поза ребёнка в йоге считается расслабляющим элементом, который предназначен для того, чтобы снять напряжение от прошлых упражнений, восстановить темп дыхания и очистить сознание. Двигайтесь медленно, дышите глубоко и не спешите. Если возникают боли в коленных суставах, сокращайте время нахождения в позе или откажитесь от неё.
Поза ребенка в йоге
Поза верблюда
- Встаньте на колени. Ноги на ширине бёдер.
- Прижмите ступни к полу.
- Немного отклонитесь назад, повернитесь вправо и опустите правую ладонь на правую пятку.
- Разверните туловище влево и опустите левую ладонь на пятку.
- Сохраняйте центром тяжести колени.
- Бёдра, таз, живот толкайте вперёд, но не уводите за линию колен.
- Сохраняйте позу 5-10 секунд. Больше, если можете.
Не прогибайтесь слишком сильно. В этой позиции разминаются позвонки и растягиваются мышцы.
Правильное и неправильное выполнение позы верблюда в йоге
Поза воина I
- Исходное положение – поза горы.
- На вдохе выпрямленные в локтях руки вытяните вверх и соедините ладони над головой.
- Правую ногу уведите далеко назад, при этом установите стопу под углом 45 градусов и полностью прижмите её к полу.
- Правая нога прямая, коленная чашечка подтянута. Левую ногу согните в колене, колено зафиксируйте над пяткой, чтобы получился прямой угол – голень перпендикулярна полу, бедро параллельно полу, стопа направлена вперёд.
- Пятки расположите на одной линии. Плечи расправьте, грудную клетку направьте вверх.
- Таз разверните вперёд, чтобы тазобедренные суставы находились на одной линии, параллельной полу.
- Взгляд направлен вверх.
- Сохраняйте позу 10-30 секунд, или сколько сможете.
- Поменяйте ноги и повторите.
Поза укрепляет ноги и спину. С больными коленями – не делайте.
Поза дерева
- Стопы поставьте параллельно друг другу. Колени согнуты, таз втянут, чтобы можно было обеспечить спине ровность. Голова тянется вверх.
- Согните правую ногу в колене и отведите его в сторону.
- Рукой поставьте правую ступню на внутреннюю часть правого бедра.
- Поднимите руки вверх и туда же тянитесь макушкой.
- Сохраняйте баланс и держите позу столько, сколько сможете.
Эта поза – одна из лучших для развития баланса. Также растягивает лодыжки и бёдра. Противопоказаний нет.
Поза лука
- Лягте на живот. Руки вдоль туловища.
- Согните ноги в коленях пятками вверх.
- Схватите ладонями голеностопные суставы с внутренней или внешней стороны.
- Поднимайте корпус за счёт силового выпрямления ног, старайтесь удалить стопы от ягодиц.
- Отведите плечи назад и раскройте грудную клетку, вытяните позвоночник и шею.
- Мышцы рук и спины расслаблены, напряжены только мышцы ног.
- Старайтесь свести вместе колени и голени.
- Сохраняйте позу до 60 секунд.
После — сделайте позу ребенка. Поза лука укрепляет мышцы спины и рук, раскрывает плечевые суставы, делает позвоночник гибким и ровным, устраняет зажатость, избавляет от привычки сутулиться, улучшает осанку и кровоток во всём теле.
Поза лука в йоге
Поза кошки
- Встаньте на колени и опустите ладони на пол примерно на ширине плеч.
- На вдохе прогните спину вниз, при этом направьте взгляд вперед или вверх.
- На выдохе округлите спину, взгляд можно направить на пупок.
- Повторите 15-20 раз.
Поза расслабляет и увеличивает гибкость спины, растягивает позвоночник, массирует внутренние органы живота и таза.
Поза ворона
- В положении стоя вдохните и на выдохе расставьте ноги чуть шире таза.
- Приседайте, сгибая колени и уводя их в стороны. Опустите таз так низко, чтобы он почти касался пола, не отрывая пяток. Ладони поместите на пол перед собой.
- Плечи расправьте назад и тяните вниз, не зажимая шею. Макушка головы устремлена вверх.
- Прижмите ладони друг к другу и упритесь локтями в голени под коленями.
- Сохраняйте позу 30-60 секунд.
Асана на физиологическом уровне раскрывает таз, тонизирует мышцы тазового дна, растягивает паховую область и мышцы бёдер, укрепляет плечи, мышцы грудного отдела и мышцы голени за счёт сопротивления рук и ног, мягко воздействует на тонкий и толстый кишечник, улучшая перистальтику и кровообращение брюшной полости. Противопоказанием для выполнения позы ворона: травмы коленей, локтей, серьёзные проблемы с ЖКТ, болезни суставов.
Поза мертвеца
- Лягте на спину.
- Положите руки под углом 45 градусов от тела, а ладони поверните вверх.
- Расставьте пятки примерно на расстоянии 5 см друг от друга.
- Сохраняйте позу 5-10 минут.
Эта поза завершает комплекс упражнений. Противопоказаний нет. Поза подходит для медитации. В этом случае можете оставаться в ней до 60 минут.
Поза мертвеца в йоге
Перед занятиями обязательно сделайте суставную разминку. Если освоить асаны в одиночку не получается, бросьте клич на invme.com – там вы найдете тех, кто уже давно практикует йогу.
Отправляйтесь практиковать асаны в лучшие места для йоги в Москве.
Асана завершённая — Михаил Баранов
Физическая поза не есть средство достижения правильного состояния. Принять такое положение тела – уже само по себе значит иметь правильное состояние сознания, нет надобности добиваться какого-то особого состояния сознания. (Сунрю Судзуки)
Положение тела (асана) вызывает счастье спокойствия. (Йога-сутры: 2.46)
На этой стадии развития йог уже постиг, что тело есть не что иное, как средство для проявления непроявленного сознания, а недостаток контроля над дыханием – причина того, что безмерное сознание ограничивается физическими пределами и остаётся дремлющим. (Шри Шайлендра Шарма, комментарий к йога-сутрам 2.46)
Существует несколько значений слова асана: коврик, подстилка, специально подготовленное место для медитации и созерцания, поза из арсенала хатха-йоги. Выражение «сидеть на асане» и «сидеть в асане» синонимичны не случайно. Для практикующего сосредоточение йога асана, как неподвижно-устойчивая-удобная поза и состояние ума, вызванное таким положением – одно и то же. Тело сидит на асане – ум пребывает в асане. В таком аспекте 84 тысячи асан, дарованные Шивой, не что иное, как 84 тысячи состояний сознания… которые помимо просветления в самадхи, не исключают терапевтического эффекта для тела… и ума, ещё не достигшего вершин йогического сосредоточения.
Так что такое асана?
Обратимся к источникам: в Йога-сутрах Патанджали асана определяется так: «Стхирасукхамасанам». Стхира – устойчивый, Сукхам – удобный, Асанам – поза (Садхана пада, сутра 46). Комментарии на эту шлоку у разных авторов порой существенно отличаются, но между ними есть общее: определение асаны как средства, порождающего некую степень устойчивости ума в различных состояниях тела. Сразу следует уточнить, что устойчивость (стхира) предполагает также и удобство (сукхам), удобство от пребывания в предельной неподвижности асаны. Речь идёт в первую очередь о психическом состоянии практикующего, во вторую – о физическом комфорте, который в данном контексте является только следствием «устойчивого удобства» ума. Сукхам переводится также как состояние счастья, удовлетворения, возникающее как результат правильной практики асаны. Для практик сосредоточения традиционно использовались положения сидя с прямой спиной и скрещенными ногами. Разумеется, сохранять относительную неподвижность долгое время сидя значительно легче, чем стоя. Но помимо причин физиологического характера, существует ряд моментов, связанных с работой ума, механизмами восприятия.
Индрии – «факторы господства»
Согласно Патанджали, «ум осознаёт свою форму только в соответствии с полученными впечатлениями»,[1] а захватывает он впечатления посредством органов чувств, именуемых индриями. В философской системе санкхья этим термином принято обозначать только органы восприятия.[2] В буддийской йоге, в трактатах постканонической Абхидхармы, разработана более подробная классификация, чего нет в санкхье. Индрии рассматриваются как набор психических качеств, присущих каждому индивидууму в той или иной степени[3]. Эти качества могут быть усилены практикой, их осознанное сочетание формирует сверхспособности – сиддхи, не свойственные сознанию обычного человека. Индрия переводится как «фактор господства», что подчёркивает доминирование каждой из них в сфере своего приложения[4]. Те или иные индрии, как психические состояния, актуализируются в зависимости от окружающих впечатлений. Пока это происходит автоматически, состояние ума полностью зависит от порождающих его «причин и условий». Умелое подпитывание благих психических качеств – это создание плодородной почвы для практики. Благими считаются качества, устраняющие причины страдания – клеша[5]. Сами по себе индрии – это только инструменты познания, любой инструмент можно использовать во благо или наоборот. Поэтому в зависимости от наличия притока аффектов индрии классифицируют как загрязнённые и незагрязнённые. Например, глобальная функция жизнеспособности – сохранение вовлечённости сознания в круговорот рождений, а в частности, сохранение здоровья тела в текущей жизни, что выражается в адаптационных возможностях организма и в способности к социальной ориентации. Загрязнённая аффектами жизнеспособность выражается как неоправданная агрессивность, насилие и жестокость[6]. Аффектированная мужественность – это грубость, безкомпромиссность, прямолинейность и навязчивость, а женственность — аморфность, чувственная спонтанность, безответственность и непринципиальность. Разумеется, обе эти индрии есть и у мужчин, и у женщин. В йоге господство индрий контролируется разумом и используется намеренно в практиках медитатации. С их помощью осуществляется поэтапное вхождение в состояние самадхи, в котором заблокирован приток аффектов и кармы. Например, на стадии пратьяхары уже отсутствуют все чувственные индрии, по причине их невостребованности, и ум, не отвлекаемый внешними впечатлениями, направлен вовнутрь. Не потакая желаниям, чувства следуют уму. Такова пратьяхара. «…Когда покрывало, скрывающее сознание, изчезает, ум больше не нуждается в том, чтобы получать опыт с помощью чувств, и чувства обращаются к уму, который является их источником. Это происходит так, как будто они растворились[7]». Последующие уровни сосредоточения – дхарана, дхьяна и самадхи – характеризуются как степенью актуализации, так и степенью «невостребованности» тех или иных индрий. На стадиях самадхи актуализированы только высшие индрии. Индрии различающего постижения, познания ещё не познанного, глубинного и совершенного знания в принципе не загрязняемы аффектами, с их помощью прекращается процесс порождения и накопления кармы.
Культура психических состояний
Асана развивает вполне определённые психические качества, без которых вся дальнейшая практика йоги невозможна. Основная цель асаны – подготовка к самадхи, не больше и не меньше. Состояние «устойчивого удовлетворения в неподвижности» выражено в гармонии противоположностей стхира (твёрдости, структуры) и сукхам (мягкости, текучести). Слаженное взаимодействие тела и ума означает стабилизацию жизненной силы – праны, распространеной во всех сферах сознания, что необходимо для дальнейшей безопасной и эффективной практики пранаямы, как и всех прочих частей йоги.
Решимость
Стхира как психическое состояние – это прежде всего решимость, непреклонность, твёрдое намерение. Такое качество особенно необходимо для дальнейшего углубления практики. Просветлённый Будда Шакьямуни, уединившись под деревом боддхи, сформулировал твёрдое намерение «не прерывать свою асану пока не будут уничтожены все аффекты в сознании». Решимость делает ум более собранным, актуализируя внимание, не позволяющее уму отклонятся в сторону от объекта, и сосредоточение как углублённую однообъектную концентрацию.
Гибкость
Сукхам находит выражение прежде всего в расслаблении – гибкости сознания. Гибкость – это средство, снимающее напряжение и предотвращающее зажатость. Зажатое тело и сознание лишено способности действовать эффективно, без лишних энергозатрат. Естественное расслабление ума и тела выражено в ощущении лёгкости и подъёма, возникающего в результате гармоничного взаимодействия сознания со своими объектами. Ощущение гибкости – то самое «счастье спокойствия», которое снимает глубинные ментальные и физические напряжения. Таким образом, это качество изменяет всё основание деятельности сознания и служит одним из средств устранения омрачений ума, или аффектов.
Невозмутимость
Проявляется как равностное отношение к приятно-притягательным и неприятно-отталкивающим объектам. Качество критически необходимое как в асане, так и в жизни. Иногда невозмутимость именуют безразличием, это не верно, так как безразличие характеризуется отсутствием интереса к объекту, а невозмутимость – отсутствием «возмущений» в воспринимающем объект уме. Разумеется, что это не объекты вокруг «красивые-некрасивые» попадаются, а восприятие двойственное. Невозмутимость в асане выражается в умении наблюдать за реакциями/проявлениями своего сознания «со стороны», не вовлекаясь в чувственно-эмоциональные переживания. Можно сказать, что невозмутимость – это отрешенность ума, пребывающего в действии. Применяемая в асане по отношению к постоянно меняющимся ощущениям на уровне тела, чувств и мыслей, она создаёт основу для отрешённого психического состояния в повседневной жизни. Равнодушие, аффективное состояние, нередко путают с отрешённостью, но равнодушие основано на эгоизме и проявляется как отсутствие интереса к чему-либо, не соответствующему текущим запросам эго.
Прилежание
Прилежание выражено как стремление к поддержанию благих психических качеств. Оно обеспечивает непрерывность йогической садханы. Это не страстное стремление к приятным состояниям, вызываемым практикой, но усердие, основанное на понимании её пользы.
Абхьяса и вайрагья
Йога-сутры предписывают развивать абхьясу и вайрагью. Абхьяса – это действие, выраженное в непрерывности практики, вайрагья – отрешённое отношение к её «плодам». Абхьясу составляют решимость, прилежание и гибкость, вайрагью – отрешённость. Отречение – это не отказ от чего бы то ни было, а состояние невовлечённости ума в любые процессы проявления сознания. Более полное значение этого понятия передаётся словами невозмутимость и равностность. Плоды практики – особые психические состояния, которые являются только признаками успешной садханы, но не её целью. Во избежание привязанности к возникающим состояниям ума и новым психическим силам, считается необходимым развитие отрешённости наряду с остальными качествами.
Техника и принцип
Опытный наездник, освоивший приёмы управления лошадью, далеко не всегда становится мастером. С другой стороны, человек, никогда не сидевший на лошади, может быстро научиться верховой езде в том случае, если он знает, чего хочет лошадь. Чтобы достичь мастерства в чём бы то ни было, недостаточно в совершенстве владеть техникой, важно понимать принцип.
Токуан Сохо «Письма мастера дзен мастеру фехтования»
Главное в позе дзадзэн — держать позвоночник прямо.
Сунрю Судзуки
Сдерживание двигательной активности необходимо для переключения внимания с «грубых» физических ощущений на «тонкие» психические процессы. Сочетание устойчивости и удобства не простая задача для ума, подверженного аффектам чувственного восприятия. Попробуйте просидеть неподвижно с прямой спиной в падмасане 15 минут… и ещё 25… если через час вы всё ещё не испытываете состояния восторга и счастья, значит, асана для вас является не до конца освоенной «физкультурной» техникой, но не принципом. Между тем, по классическим канонам, асана считается освоенной, когда удерживается на протяжении трёх ям – что составляет три часа с небольшим. Если нет правильного понимания сути, практика асаны может превратиться в борьбу с самим собой, «за неподвижность во что бы то ни стало» – бессмысленное проявление насилия по отношению к телу. Попытки «победить и превзойти» себя таким образом приносят усталость и развивают не силу духа, а банальное упрямство и потакание амбициям эго. Как правило, подобное отношение следует из желания «иметь» асану, а не «быть» в асане. «Иметь» и «быть» – разные мотивирующие факторы. Ум, ориентированный на чувственное восприятие, воспринимает и усваивает впечатления только как постижимые с помощью тела. Привязываясь и отвращаясь, мы продолжаем принимать себя не более чем за тело, хотя на интелектуальном уровне можем считать иначе. Настроенный на обладание ум постоянно находится в воспоминаниях о прошлом или в планах на будущее, поэтому не пребывает в настоящем и не принимает настоящее – не способен быть. Асана вызывает «счастье спокойствия» только в результате практического переживания того, что тело есть средство для проявления сознания. Тело, как и сознание, не является чем-то постоянным, меняясь под воздействием впечатлений. Взаимосвязь тела и ума переживается посредством бдительного и невозмутимого созерцания любых изменений. Таким образом, достигнутая практикой асаны совершенная устойчивость ума есть не что иное, как правильное понимание телесных ограничений. Пребывание в текущем моменте, без ожиданий, реагирования, иллюзий – это и есть прекращение деятельности ума – йога. Ознавая непостоянство явлений сознания, йог постигает четыре аспекта, свойственных материи и сознанию – возникновение, поддержание, изменение и разрушение. Что делает его осведомлённым о безмерности сознания, приоткрывая покров авидьи[8].
Асана незавершённая
Допустим, что асана в известной степени освоена, пребываем мы в ней неподвижные, счастливые и спокойныеJ. Сидим-сидим, но когда-нибудь встаём и «выходим» из асаны – достигнутый эффект через некоторое время также уходит. Это значит, что ум находится только «под впечатлением от йоги» и на данном этапе для него существенна разница, сидим мы в падмасане или на стуле. Если в повседневной жизни по-прежнему господствуют повседневные состояния, значит, асана освоена только на уровне тела. Если мы осознаём происходящее, то это уже хорошо. Каким же образом может быть прекращена деятельность ума? Практика внешней формы асаны – это только первый шаг в развитии контроля над умом. Можно считать его случившимся, если:
На этой стадии развития йог уже постиг, что тело есть не что иное, как средство для проявления непроявленного сознания, а недостаток контроля над дыханием – причина того, что безмерное сознание ограничивается физическими пределами и остаётся дремлющим[9].
Ум, как вода, принимающая форму сосуда, склонен принимать форму окружающей его реальности. В зависимости от преобладающих впечатлений, состояние ума постоянно меняется. Если «ум не в асане», это не значит, что асана не завершена, просто такой формы практики недостаточно для его необратимой трансформации.
После того как асана освоена…
Так что же делает ум осознанным, устойчивым и управляемым, когда он «не в асане»?
Какие качества делают ум принципиально иным? Как сохранить достигнутую уравновешенность ума?
Другие обретают знание благодаря вере, усердию, осознанности, самадхи и различающей мудрости.
Йога-сутры (Самадхипада, шлока 20)
Вдохновленные примером великого человека, который в результате практики йоги обрел высшее знание, другие люди начинают практиковать йогу с верой в его наставления. Стремясь утвердиться в безграничности, прилагая героические усилия, они выполняют практику, чтобы погрузиться в самадхи, и, обретя благодаря самадхи различающую мудрость, становятся полностью сознательными.
Комментарий: Шри Шайлендра Шарма
Любому начинанию предшествует вера как степень доверия к традиции и учителю, передающему знание. Принять на веру и решительно практиковать, чтобы проверить действенность метода, – первый шаг, на который вдохновляют примеры великих личностей и вынуждают обстоятельства. Вера в метод не имеет чисто религиозной основы, она развивается в процессе практического понимания, опираясь на реальный опыт переживаемых состояний. С помощью веры формируется намерение как контролируемое воображение, которое направляет действия в русло практики, придавая им энергию и решимость. Энергия есть неутомимость сознания в совершении действий, формирующих подходящие условия для практики. Решимость в медитации – это способность твердо придерживаться избранного объекта в соответствии с осуществлённым выбором. Внимание необходимо как усилие, прилагаемое разумом для удержания объекта в поле сознания. Памятование (осознанность) предотвращает рассеивание сознания во время практики. Также оно необходимо для закрепления перцептивных образов переживаемых состояний, с целью более быстрого «одномоментного» воспроизведения. Из совокупности вышеперечисленных психических факторов, возникающих одновременно, развивается йогическое сосредоточение – самадхи. На основе самадхи возникает праджня (различающее постижение, мудрость). Праджня уже не относится к «врождённым» психическим способностям, на её основе йогин развивает степень самообладания, окончательно освобождающую от страдания, с помощью сосредоточения на «увиденном» достигая сферы высших индрий – «высшего и совершенного знания». Состояние самадхи и высшие индрии – «неописуемы», этот опыт невозможно передать словами. Поверить в самадхи – значит пережить самадхи, даже если это только его проблеск.
Михаил Баранов, 2008
[1] Йога сутра, Самадхипада, 1-4.
[2] Джняна-индрии: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и ум (манас), управляющий органами чувств. Карма-индрии: глаза, уши, руки, нос, язык.
[3] Индрии: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум (манас – способность отождествления чувственной информации), женственность, мужественность, жизнеспособность, удовольствие, страдание, удовлетворенность, неудовлетворенность, невозмутимость, вера, энергия, памятование, йогическое сосредоточение, различающее постижение, познание ещё не познанного, глубинное знание и совершенное знание.
[4] Например, мы не можем видеть ушами, а слышать языком.
[5] Клеша – аффективные загрязнения, которые являются причиной страдания (дукха), обуславливая пребывание в круговороте рождений. Невежество (авидья), эгоизм (асмита), влечение/привязанность (рага), отвращение/ненависть (двеша), страх смерти (абхинивеша) суть страдания. (Садханапада, шлока 3)
[6] Наглядный пример гипертрофирования жизнеспособности – неоправданная жестокость при истреблении ядовитых змей и насекомых, несущих только потенциальную опасность для жизни. Сильное омрачение этой индрии такими аффектами как невежество, страх смерти, влечение, эгоизм, делает жестокость и агрессию нормой жизни. У детей это выражается в истреблении слабых и беззащитных существ, птиц, собак и кошек. В более «зрелом» возрасте это желание доминировать над другими людьми социально, подавляя «слабых» как физически, так и психически.
[7] Йога сутры, Садханапада, шлока 54, комментарий Шри Шайлендры Шармы.
[8] Авидья – невежество относительно своей истинной природы.
[9] Шри Шайлендра Шарма, комментарий к йога сутрам, Самадхипада 1-2.
Регулярное выполнение Лоласаны (позы… — Yoga Journal Russia
🔥 Лучшие из лучших!
К большим мероприятиям лучше готовиться заранее: и предварительное планирование никому еще не вредило, да и есть возможность в числе первых приобрести билеты по очень привлекательной цене. Кроме того, можно сразу продумать вопросы к топовым преподавателям.
Итак, ТОП преподавателей:
📍Анна Лунегова @anna.lunegova — основатель йога-студии «Материал», ведущий преподаватель Дживамукти йоги, активно продвигающий это направление в России.
📍Татьяна Илларионова @ityoga — ведущий преподаватель методики YOGA23 в Москве, опытный практик, подающий яркий пример своей силой воли, женственностью и структурным мышлением.
📍Анико @anikoyoga — йога тичер, блогер. Trendsetter в Российском йога сообществе. Автор онлайн-курсов по йоге и медитации, организатор и ведущий трансформационных йога туров.
📍Дарья Чудакова @chudo.yoga — сертифицированный преподаватель Хатха йоги, инструктор Центра йоги «Прана», основательница онлайн йога-студии CHUDO.
📍Татьяна Маркелова @yantayoga — основатель онлайн-школы YantaYoga, преподаватель Хатха-йоги. Татьяна Маркелова практикует йогу с 2009 года, преподает с 2014.
📍Антон Самсонов @samsonov_antoni — сертифицированный преподаватель Хатха-йоги, закончил курс для преподавателей Аштанга Йога Центра.
📍Анна Шейн @inner_yoga — старший преподаватель в студии «ЙогаДОМ», автор и ведущая методик преподавания и развития, создатель методики естественного движения в йога-потоке — INNER YOGA.
📍Елена Ульмасбаева @ulmasyoga — ведущий преподаватель йоги Айенгара в России. Основательница и Генеральный директор сети центров йоги YOGA PRACTIKA.
📍Анастасия Дмитриева @dmitrievameditation — ученица Парамахамса Вишвананды. Опытный практик, эксперт по медитации и звуковым практикам.
📍Сергей Князев @sergeykniazev — международный тренер, психолог. Занимается практиками Тантры с 2003 года.
📍Марина Круглова ginekolog_marinakruglova — практикующий врач гинеколог, сертифицированный преподаватель йоги и йогатерапевт.
☝ Само собой, это еще не все. Мы привыкли растягивать удовольствие в представлении самых крутых йогов нашей современности. Бронируйте место, включайте уведомления и следите за новостями. Конференция уже близко!
Ястикасана (поза трости) — Йога для здоровья, для познания себя и для совершенства тела и духа.
28 сентября 2014 г.
Поза трости относится к таким асанам, которые были привнесены в йогу относительно недавно. И в древних, и в средневековых классических трактатах по йоге упоминания о ней отсутствуют. Однако, несмотря на это, данная поза часто используется в нынешней практике йоги. В разных традициях она может называться по-разному (или вообще не иметь названия), но суть её остаётся одной и той же — это потягивание, лёжа в шавасане с вытянутыми над головой руками. Т.е. максимальное вытяжение позвоночника.
Вероятно, ястикасана — одна из самых полезных и эффективных поз в арсенале хатха-йоги, поскольку потягивание — это естественное действие, без насилия позволяющее сбросить напряжение и наделяющее силой противостоять стрессам. Йогин, находящийся в этой позе, спокойно лежит на коврике, вытягивает всё тело вдоль прямой линии, потягивается и внешне напоминает лежащую на земле трость. Все мышцы тела в этой позе максимально расслаблены, при этом руки и ноги тянутся по направлению от центра туловища к конечностям. Важно, стремиться к тому, чтобы потягивание происходило очень плавно и чтобы мышцы не сопротивлялись растягиванию, иначе эффект от упражнения будет стремиться к нулю.
Техника исполнения асаны. Ложимся на спину, выпрямляем ноги и забрасываем руки за голову. В этом положении расслабляем мышцы тела, после чего медленно потягиваемся, стараясь немного растянуть туловище. Носки ног можно тянуть на себя или от себя, — как приятно.
Выполнять упражнение следует на задержке дыхания. Если потребуется вдохнуть или выдохнуть, можно расслабить мышцы рук и ног, позволив им просто полежать на полу и спокойно набрать воздух в лёгкие, после чего снова сделать небольшое усилие, мягко растягивая тело. Всё внимание при этом нужно сконцентрировать на возникающих приятных ощущениях в мышцах рук и ног.
Удерживать позу, плавно потягиваясь, достаточно пять-десять секунд, после чего можно сделать небольшую паузу и повторить упражнение, повторите до 6 раз. Закончив упражнение, можно перейти в шавасану (позу трупа) и дать телу возможность отдохнуть.
Что даёт практика этой асаны? Несмотря на простоту исполнения, ястикасана способствует омоложению организма, препятствует старению организма и одряхлению мышц, делая их эластичными и сильными, пробуждает бодрость, энергичность, является эффективным средством против стрессов, общей подавленности, усталости и депрессии. Кроме того, в этой позе легче всего прочувствовать, что такое настоящая «мышечная радость» и перенести эти ощущения в практику других асан.
Противопоказания для ястикасаны отсутствуют, но рекомендуем остановить практику, если почувствуете неприятное ощущение.
Удачной практики!
Вернуться в раздел: Асаны в йоге
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Секреты йоги: невероятная польза позы лотоса
Падмасана (с санскрита: «падма» — лотос, и «асана» — поза, сидение) – известная всем поза лотоса, классика жанра, если можно так выразиться. Именно так большинство людей представляет себе йога – худой аскет, неподвижно сидящий в лотосе с каменным лицом выражающим что-то вроде: «я все знаю и мне все по барабану».
Об этом сообщает Портал Медитации.
Каждый человек, так или иначе соприкоснувшийся с практикой йоги, рано или поздно мечтал освоить эту позу. Среди начинающих йогов она пользуется особым уважением, и все знания о ней обычно выражаются словом: «круто».
Что ж, в этой статье мы попытаемся более детально осветить разные аспекты связанные с этой асаной.
Чем полезна поза лотоса?
• Сжигает все грехи путем поднятия апана-вайю, ведь энергетические каналы ног ведущие в Ад перекрываются тем самым препятствуют потери энергии через низ.
Видео дня
• Апана-вайю – «энергия смерти» всегда текущая вниз и из-за этого рано или поздно дарующая человеку смерть. Она отвечает за выделительные и репродуктивные функции. Ее чрезмерное вытекание ведет к похотливости и соответственно снижению уровня интеллекта, в крайних случаях – к депрессии, апатии и прочих тяжелых психических состояний (они все связаны с чрезмерной потерей энергии через каналы, ведущие в Адские миры). Соответственно, целью йоги является поднятие апана-вайю вверх, поэтому считается, что святой (просветленный) человек – это тот, у кого вся апана течет вверх (к Райским мирам), когда апана смешивается с прана-вайю в манипуре наступает самадхи (переживание истины на практике, то есть человек начинает видеть все, как оно есть, и не впадает больше в иллюзию материального мира).
• Согласно теории йоги наши грехи (психические блоки, плохие самскары, энергетическая грязь и т.д.) складываются в тонких телах снизу вверх (то есть сначала откладываются внизу и по мере загрязнения все выше и выше). Вот почему стопы считаются самыми грязными в энергетическим смысле, так что если вы сядете вытянутыми ногами к индусу – вы его оскорбите (особенно стоит это помнить, если вам случится попасть на сатсанг какого-либо гуру). Традиция касаться стоп святых-просветленных также растет отсюда же – таким образом, люди как бы говорят: «мы признаем, что вы полностью очистились от своих грехов, поэтому для нас большое благо – дотронуться до ваших стоп и получить таким образом благословение». Так вот, поскольку поза лотоса разворачивает апану вверх, та начинает сжигать-вымывать эти самые грехи-блоки, от чего и возникает боль, а при дальнейшей практике очень отчетливое ощущение жжения. Это вовсе не значит, что надо насиловать себя и пытаться сидеть чем дольше, такое насилие породить только еще больше насилия (проблем со здоровьем).
• Активизирует сушумну и соответственно переводит человека в «режим» благости, по сушумне поднимает энергию от муладхары до сахасрары. Поэтому также можно сказать, что помогает разбудить Кундалини (потенциал человека спящий около копчика). Итак, падмасана развернула апану вверх и куда же она подевалась? Ну, конечно же в сушумну! Согласно теории йоги существует три канала: ида – левый, женский, холодный канал (соответствует гуне невежества – инертность и пассивность), пингала – правый, мужской, горячий канал (соответствует гуне страсти – деятельность и активность). Между ними внутри позвоночника проходит сушумна – центральный канал соответствующий гуне благости характеризующейся умиротворенностью, осознанностью и мудростью.
• Улучшает кровообращение органов малого таза и тонизирует мышцы спины – это если говорить о грубом теле. Что же касается тел потоньше, то говорится, что сесть в позу лотоса может только тот, у кого все в порядке с двумя нижними чакрами.
Препятствия на пути к посадке в лотос
Основными препятствиями в освоении этой позы являются недостаточная гибкость и болевой синдром. Что до первого, то существуют целые комплексы упражнений направленных на раскрытие тазо-бедренных суставов, проработку колен и разминку ступней специально для этой цели. Здесь мы коснемся только некоторых важных аспектов и техники безопасности.
Что до болевого синдрома, то как мы уже говорили боль возникает из-за блоков-грехов копившихся в тонких телах на протяжении многих жизней. Кроме того существует такое интересное мнение:
Боли в спине свидетельствуют о наибольшей «греховности» практика (по сравнению с теми, у кого боль пониже). Проблемы со спиной и позвоночником в частности вообще свидетельствуют о том, что человек нарушает фундаментальные принципы жизни.
• Боли в тазо-бедренных суставах могут свидетельствовать о трудностях с двумя нижними чакрами, а это может быть: агрессивность, чрезмерное вожделение-чувственность, страхи и т.д.
• Боли в коленях свидетельствуют о чрезмерной гордыни и соответственно – недостатке смирения.
• Боли в ступнях говорят в основном о том, что человек совершает недостаточно аскез.
• Также стоит отметить, что астрологически позвоночником (соблюдение законов) и коленями (смирение) управляет Сатурн, а бедрами (целомудрие) и ступнями (аскетизм) управляет Юпитер. А это самые духовные планеты среди всех прочих, хотя их действие, в общем то противоположно: Юпитер дарует блага и удачу, а Сатурн – это планета возмездия, страданий и смерти.
Какие упражнения помогают освоить позу лотоса?
1 Пашимотан асана (сложенный лист) – сидя на полу, ноги вытянуты, стопы вместе, сгибаясь в тазо-бедренных суставах с прямой спиной (это важно чтобы не травмировать позвоночник!)
2 наклоняемся вперед, хватаем пальчики ног и ложимся животиком на ножки.
3 Джану сирш асана (закрученный сложенный лист) – то же самое, только одна нога согнута в колене и лежит перпендикулярно выпрямленной, прилегая к ней нижней стороной стопы.
4 Поднявшись из позиции джану сирш асаны кладете стопу согнутой ноги на тазо-бедренный сустав прямой и пытаетесь дотянуться коленом до земли, в той же позиции берете одной рукой повыше сустава стопы, а другой – за носок, разминаете стопу вращательными движениями в одну и другую стороны, тут же можно сделать массаж стоп.
5 Пурна титали (поза бабочки) – из позиции пашимотан асана сгибаете ножки в коленях и раздвигая колени подводите стопы к тазу. Захватив стопы ручками, выпрямляете спину и распрямляете плечи, пытаетесь дотянуться коленями до пола по бокам. Двигаете коленями вверх вниз, как крылья бабочки. Эта поза очень полезна всем желающим освоить падмасану и ее рекомендуется делать перед каждой посадкой в лотос. Ведь она выкручивает колени правильным образом, что препятствует их дальнейшему травмированию во время ваших возвышенных духовных изысканий в падмасане.
6 Бхадрасана и ее вариации (поза приносящая благо) – после позы бабочки выворачиваете ручками ступни так чтобы они как бы смотрели вверх, ставите локти на ножки и с прямым позвоночником медленно наклоняетесь вперед.
7 Расставляете ноги в стороны, попеременно наклоняетесь то к одной то к другой ноге, помня о том, что сгибы надо делать в тазо-бедренных суставах и ни в коем случае не в пояснице. В конце ручки на ножки и наклоняетесь вперед с прямым позвоночником.
8 Все остальные упражнения перечислять не будем ввиду их сложности и того, что их на много комфортней и безопасней осваивать по видео-материалам или еще лучше – под руководством инструктора.
Техника безопасности при упражнениях на растяжку
• Ни в коем случае не допускать боли! При любой растяжке доходите до своего предела (комфортного максимума) и расслабляетесь около него, осознавая ощущение вытяжения. Боль во время растяжек свидетельствует о микротравме – она возникает, когда рвутся мышечные волокна. Кроме того если мускул чрезмерно вытянут включается его защитный механизм – он рефлекторно сжимается из-за чего в следующий раз ваша растяжка окажется еще хуже.
• Начинать с низких поз (сидячие и лежачие) и только потом постепенно переходить к все более высоким (полусидя и только в конце – стоя). Стоячие позы как силовые так и на растяжку очень полезны для умиротворения ума и отключения мысленного диалога, но для новичков они могут быть чреваты падениями и дополнительными травмами.
• Делать упражнения в расслабленном и умиротворенном состоянии. Для этого перед началом практики включайте спокойную музыку, зажигайте свечи или воскуряйте благовония. А также можете вначале посидеть, просто слушая себя или мысленно прося защиты и покровительства великих душ или божеств, которые вам ближе всего (Иисус, Майтрейя, Кришна, Аллах, Будда и т.д.).
Некоторые тонкости освоения позы лотоса
Если верить Хатха Йоге Прадипике, любая асана считается освоенной если человек может неподвижно находиться в ней без какого-либо дискомфорта как минимум – 3 часа. Поэтому быстренько скрутиться в падмасану и сразу же из нее выйти – не является освоением позы. Так что здесь мы перечислим некоторые нюансы для тех, кто уже сел в позу лотоса, но желает продлить свое пребывание в ней:
• Используйте упражнения в позе лотоса: наклоны вперед и назад, в стороны, чакрасана (вращать туловищем вокруг своей оси), ротации влево и вправо (но с ними будьте осторожны – не допускайте неприятных ощущений в пояснице, пытайтесь скручиваться в грудном отделе позвоночника).
• При появлении болевого синдрома сначала попытайтесь подвигать тазом и ногами не выходя из позы. Например, «покрутить бедрами» или передвинуть стопы на несколько миллиметров в одну или другую стороны.
• Если боль не уходит а наоборот усиливается – не терпите ее, лучше поменяйте положение, например, перейдите к пашимотан асане, потом к джану сирш асане, пурна титали или вирасане и перевернутым позам (випарита карани, халасана и т.д.). Но не используйте в этих целях стойку на голове, особенно если вы – начинающий. После исчезновения боли снова садитесь в падмасану и продолжайте медитацию или практику крий, и так несколько раз, сколько сможете.
Вот и все, приятного вам освоения позы и успешного покорения духовных вершин! Главное – не отчаивайтесь и помните, что упорство и труд все перетрут, вкупе с разумным подходом конечно. Напоследок поделюсь опытом: автор этой статьи когда-то вообще не могла сесть в падмасану, а сейчас сидит в ней без какого-либо дискомфорта около часа. Так что все в ваших руках!
Ранее сообщалось о том, насколько сексуальной может быть йога.